Болгария Македония. Декабрь 2002 г.

 

В последнее время не очень часто встретишь этикетки с Балкан. Причин этому несколько. Первая это то, что пивзаводы, за редким исключением, не реагируют на просьбы коллекционеров прислать пивные материалы. Второе это почти полное отсутствие коллекционеров в этом регионе. Те крохи, что привозят туристы, в основном из курортных районов, погоды не делают. Вот мы с Владом Шамовым и решили выбрать Балканы в качестве цели для пивного путешествия. Для начала мы разработали маршрут по пивным заводам центральной части Болгарии с заездом в Македонию и отправились туда в декабре 2002 года.

Субботним утром, рейсом Аэрофлота мы прилетели в Софию, где нас встречал единственный пивной коллекционер в Болгарии Людмил Фотиев. Людмил в течение многих лет собирает кронен пробки. Людмил рассказывал, что помимо него существует болгарин-коллекционер, который проживает в Соединенных Штатах. Другой коллекционер хотя и живет в Болгарии, но уже ничего не собирает, а только распродает свою коллекцию. И только юный племянник Людмила собирает пивные подставки, насколько я понимаю, исключительно с подачи дяди. Другие болгарские коллекционеры общественности не известны.

Помимо Людмила в аэропорту нас ждал арендованный автомобиль. Влад арендовал его через интернет у небольшой частной компании. Европейские монстры, специализирующиеся на аренде автомобилей по всей Европе, такие как Europcar, Herz и тому подобные в предоставлении автомобиля отказывали, как только слышали, что мы Бокал Бълборг намереваемся ехать на нем в Македонию. При этом компании ссылались на то, что в Македонии часты случаи угонов автомобилей. Частная компания, в которую Влад обратился, Македонских грабителей видимо не боится. А, может быть, они надеялись, что не очень новый автомобиль, который они нам предоставили, абсолютно никому не нужен. Тем не менее, мы оказались на колесах. Сразу надо отметить, что я водительских прав не имею, и во время путешествия выполнял исключительно роль штурмана. Вся тяжесть по передвижению полностью легла на плечи Влада.

Итак, мы на колесах и в столице Болгарии. Поселились мы в гостинице "Болгария" в самом центре города. Забронировать гостиницу помог Людмил. По ходу повествования мне еще не раз предстоит поблагодарить его, поэтому я сделаю это в самом конце и за все сразу. Не дав нам отдохнуть, Людмил повел нас в ресторанчик под названием Gambrinus. Там нас потчевали традиционными болгарскими закусками и, конечно же, пивом. Особое впечатление произвел сорт пива "Столично". Этот сорт темного пива производится пивзаводами "Загорка" и "Ариана" и разливается только в КЕГ. После Gambrinus мы пошли в пивной бар Luciano, где в прекрасно декорированной обстановке можно с удовольствием попить пива. Барная стойка представляет собой небольшой музей пива, где представлены бутылки с пивом со всех уголков мира. Нашлось место и бутылкам из России.

В свободное от коллекционирования время Людмил работает директором радиостанции "Французское радио" 103,6 FM. Студия его расположена в центре Софии и, после дегустации всевозможных сортов пива в вышеозначенных пивных, мы были приглашены туда. Знакомство с сотрудниками студии и замечательной музыкой проходило параллельно с потреблением не менее замечательного пива. Здесь же выяснилось, что Людмил подготовил нам огромное количество пивных сувениров. В основном это были пивные бокалы. Помимо этого, по дороге от одной пивной к другой Людмил на развале на площади перед собором Святого Александра Невского купил старинную болгарскую бутылку Шуменского пивзавода с фарфоровой пробкой и подарил ее мне.

Бокал Плевен Остаток вечера и часть ночи мы провели в доме Людмила в компании его жены Эльвиры и их друзей. Они живут в небольшом частном домике в коттеджном районе на гористой окраине Софии. Здесь помимо пива нас угощали ракией, да и закуска была отменной. Людмил продемонстрировал свою коллекцию кронен пробок. Хотя я и не большой специалист по пробкам, но заметил в его коллекции немало интересных экземпляров. В гостиницу мы вернулись уже под утро.

Следующим пунктом нашего плана была поездка на восток от Софии, и ранним утром в воскресенье мы отправились в сторону Пловдива. Добрались мы туда достаточно быстро по современному скоростному шоссе и уже к полудню поселились в гостинице. Поскольку в воскресный день посещать пивзаводы бесполезно, день мы посвятили осмотру достопримечательностей города и, в том числе, величественного памятника советскому солдату "Алеше" на одном из холмов города. Погода не располагала к прогулкам: шел мокрый снег и под ногами была слякоть. Но пивным авантюристам это не помеха.

На утро мы поехали на пивной завод "Каменица", расположенный почти в самом центре города. Завод этот с недавнего времени принадлежит пивоваренной группе Sun Interbrew. На завод нас не пустили, ссылаясь на то, что без разрешения головного офиса даже разговаривать с нами они не могут. Нам порекомендовали поехать в Софию в головной офис и там все обсудить. Никакие уговоры и увещевания не помогли. Вообще я заметил, что это особенность группы Sun Interbrew, и не только в Болгарии. Очень они не любят коллекционеров. И, как только, какой-либо пивзавод оказывается под влиянием Interbrew, появляется пренебрежительное отношение к коллекционерам. Да и само пиво из вполне самобытного местного превращается в безвкусное подобие Stella Artrois. Так вот потоптавшись на проходной около получаса, мы так и ничего не добились. Даже пива в сарае-магазине при заводе купить не удалось поскольку пиво продавалось только ящиками.

О заводе "Бълборг" мы знали. Но у нас был только телефон и, по первоначальному плану, мы не собирались посетить этот пивзавод. После неудачи на "Каменице", мы решились все-таки позвонить на "Бълборг". Номер, который у нас был, оказался телефоном Пловдивского офиса, а сам завод находится в 20 км от города в селе Труд. По телефону нам удалось договориться о встрече и менее чем через час мы были там. На заводе нас встретил производственный директор Георги Иванов. Он рассказал о заводе, угостил пивом, подарил этикетки и фирменные бокалы. Завод работает Футбольный бокал Каменица с 1995 года и производит сорта Бълборг, Бълборг луксозно и Бълборг тъмно. Упаковка только ПЭТ бутылки объемом 0,5, 1 и 1,5 литра. Георги Иванов очень опытный пивовар и до перехода на "Бълборг" работал в течение многих лет главным технологом на пивзаводе "Леденика" в городе Мездра. Наверное, этим и объясняется высокое качество пива Бълборг в чем мы сами и убедились.

Воодушевленные первым успехом, мы поехали в сторону Хасково на пивзавод "Астика". Завод находится на окраине города и хорошо виден с шоссе на подъезде к городу. Так, что долго искать его нам не пришлось. С нами побеседовала менеджер завода Петя Динчева и подробно рассказала о заводе. "Астика" также относится к группе Sun Interbrew и производит сорта Astika, Astika Lux, Astika Special. Собственно варить пиво завод начал в 1976 году, а до этого только разливал пиво из Пловдива. Госпожа Динчева рассказала, что помимо завода в Пловдиве и Хасково к группе Sun Interbrew относятся заводы Плевенско и Бургаско пиво. Последний, впрочем, пиво уже не производит, а только солод по технологии материнской компании. Название завода "Астика" происходит от имени древнего племени Асты, населявшего окружающую местность. Секретарь менеджера обеспечила нас разнообразной пивной атрибутикой: этикетками, подставками, брошюрами и т.д., а Владу достался единственный в Болгарии каплеуловитель. Вообще секретарь оказалась настоящим энтузиастом коллекционирования. Сама она собирает праздничные открытки, но отвечает на все письма пивных коллекционеров, храня в шкафах целые залежи этикеток, в том числе и уже не используемые.

Во второй половине того же дня мы оказались в городе Стара Загора на пивзаводе "Загорка". Этот один из старейших пивоваренных заводов Болгарии был основан в 1902 году, а с середины 90-х годов прошлого столетия принадлежит группе Heineken. Завод производит сорта Zagorka Gold, Zagorka Special, Zagorka Classic, Stolichno, а также Amstel по лицензии. Stolichno которое, как я уже писал, разливается только в КЕГ, остальные сорта в КЕГ и в стеклянную тару. Кроме того "Загорка" единственный завод, который разливает пиво в 5 литровый бочонок. Здесь нам Бокал Каменица также улыбнулась удача, нам уделил внимание менеджер по логистике Сергей Дончев, ответил на все наши вопросы и подарил немало пивных сувениров. Вечером того же дня уже затемно мы вернулись в Софию.

Наутро мы сделали попытку посетить завод "Ариана", который находится в промышленном районе Софии Горубляне. Завод, наряду с "Загоркой", принадлежит группе Heineken и производит практически тотже ассортимент пива, но с другими этикетками. Накануне Сергей Дончев ("Загорка") порекомендовал нам обратиться на "Ариане" к менеджеру отдела маркетинга Димитару Алексиеву. Но в день нашего визита Димитар был в командировке, а единственная оставшаяся в отделе девушка не смогла нам ни сказать что-либо внятное, ни дать этикеток (только показать на выставочные образцы бутылок). Забегая вперед, скажу, что в предпоследний день пребывания в Болгарии после возвращения из Македонии, мы снова заехали на "Ариану". Господин Алексиев к этому времени уже вернулся из командировки. После более чем получасового ожидания на проходной мы его даже увидели. Выслушав через турникет проходной нашу просьбу, он попросил дать ему наш адрес, обещал выслать этикетки почтой и быстро убежал. Письма пока мы не получили.

Обогнув Софию по окружной дороге, мы направились в город Мездра, где находится завод "Леденика". По дороге в Мездру у нас случилась небольшая неприятность: на горной дороге закончился бензин. Оказавшиеся рядом полицейские, помогли нам доехать до ближайшего придорожного кафе, хозяин которого добыл нам канистру и свозил за бензином на ближайшую заправку. Это небольшое приключение позволило нам налюбоваться вволю на окружающие горы. А любоваться было чем. Накануне выпал мокрый снег и лег на ветви елей и сосен, покрывающих всю поверхность гор. Ночью немного подморозило и зафиксировало эту бесподобную картину. Глаз невозможно было оторвать.

Как доехать до Мездры и найти завод нам подробно рассказал Людмил Фотиев. Поэтому приехав в город, мы без труда нашли "Леденику". Завод основан в 1964 году. Вместе с Варненским пивоваренным заводом "Леденика" входит в объединение Bulbrew. Наименование завода происходит от названия пещеры, находящейся в окрестностях города. Этикетки Именно поэтому на эмблеме изображена летучая мышь - главный житель пещер. Завод варит пиво следующих сортов: Ledenika Светло, Специално и Тъмно. В 2001 году была сделана попытка варить пиво типа Lambic: Belgian Style Ябълка и Ягода, разливая в бутылки по 0,33 л. Но вскоре производство прекратили по неизвестным причинам. О заводе нам рассказал производственный директор Димитар Георгиев. При этом, он не забыл напоить нас пивом и обеспечил несметным количеством этикеток.

На обратном пути мы решили побаловать себя экзотикой и перекусили в турецком кафе, в котором обычно едят проезжающие мимо турецкие дальнобойщики. В кафе было тепло, еда в меру перченная и вкусная, не говоря уже о настоящем турецком кофе. Обратный путь не предвещал никаких неприятностей. Обсуждая, как назавтра мы отправимся в Македонию, к вечеру в темноте въехали в Софию. И вдруг, почти на подъезде к пивоваренному заводу "София", у нашей машины из под капота повалил дым. Первая мысль: радиатор. Нет, дым идет непосредственно от двигателя. И это накануне нашего выезда в Македонию. На эту машину оформлены все документы. Переделывать? Нет времени. По плану на следующий день в пять утра мы должны выехать. Весь план горит. Расстройству нашему не было предела. Но надо отдать должное служащим прокатной фирмы, которые очень оперативно приехали нас спасать, забрали машину в ремонт, а нас отвезли в гостиницу. Не прошло и часа, как машина уже стояла на стоянке около гостиницы отремонтированная. К счастью, поломка была пустяковая: перетерся шланг подачи охлаждающей жидкости и тосол капал на горячий двигатель. Отсюда и дым. Уф... отлегло. Теперь можно и пивка.

Еще по дороге в Софию, понимая, что не успеваем к концу рабочего дня в город, мы позвонили на завод "София". По телефону удалось договориться с сотрудником отдела маркетинга, что они нам оставят набор этикеток на проходной завода. Ожидая спасателей возле дымящей машины, мы еще и успели забрать конверт с этикетками у охранника и пива купить в магазинчике при заводе.

Утром затемно, как и планировалось, в пять мы выехали в сторону границы. В восемь были на границе и через час, пройдя все пограничные формальности и изрядно промерзнув, мы в Македонии. Первое, что почувствовалось это резкое ухудшение качество дороги и дорожные знаки, на которых давно облупилось все изображение. Можно было только догадываться о том, что на них когда-то было изображено. Уже ближе к Скопье мы выехали на скоростную трассу с отличным покрытием, но уже через несколько километров пути нам пришлось раскошелиться: дорога платная. Пивные сувениры У нас не было местной валюты, и кассир с готовностью принял Евро. При этом, поскольку мы не знали обменного курса, нас здорово обманули, как позже выяснилось. Еще раз заплатить пришлось на подъезде к столице, но уже другую сумму. В дальнейшем, путешествуя по Македонии, нам еще не раз пришлось платить за проезд по дороге, но я так и не понял зависимости размера платы от чего-либо. Шлагбаумы возникали в самых непредсказуемых местах, и платить приходилось каждый раз по-разному.Приехав в Скопье и поселившись в молодежной гостинице, мы отправились пешком позавтракать в ближайший ресторанчик. По дороге сразу почувствовалось близкое присутствие войны: разъезжающие по городу военные автомобили сил ООН и полицейский участок, обложенный мешками с песком и пулеметным гнездом. Люди же, при этом, выглядят на удивление спокойно. В ресторане полно народу и, несмотря на ранний час, многие потягивают ракию. Даже полицейский, обвешенный оружием, ракией тоже не брезгует. На улицах обычная столичная суета. Интересное впечатление.

Поели мы от души. Блюд в меню было множество, но понять, что они означают, было не просто. Поэтому мы выбрали свиное мясо (свинско по македонски - очень просто) и не пожалели. Вообще в Македонии очень вкусно готовят особенно мясо, да и порции не маленькие. И стоит это, даже по российским меркам почти ничего. Я, конечно же, за завтраком сразу попробовал местное пиво. Влад, не зная можно ли здесь за рулем пить, ограничился колой. Как позже выяснилось, употреблять алкоголь в разумных количествах, как и в других европейских странах, в Македонии за рулем можно.

Насытившись мы поехали на завод "Пивара Скопjе", находящийся в промышленной части города. Основан завод в 1924 году и с тех пор много раз перестраивался. Так, что ни одной первоначальной постройки на территории завода не сохранилось. Наиболее кардинальной реконструкции, которая продолжается и по сей день, завод подвергся после того как в 1995 году был куплен на паях группами Heineken и Coca-Cola. Завод производит пиво Скопско светло на внутренний рынок и Skopsko Pils на экспорт, а также Стар Лисец, что означает Старый Лис. Направлялись мы к вполне конкретному человеку в отделе маркетинга, но его на месте не оказалось. После недолгого ожидания в уютной переговорной комнате к нам вышел приятный молодой человек из того же отдела. Сразу подобрать пивную атрибутику он не смог, поэтому предложил приехать еще раз во второй половине дня, пообещав подобрать что-нибудь. Мы так и сделали, в результате чего стали счастливыми обладателями подставок и этикеток.

Между посещениями завода и после мы гуляли по городу. Центр города небольшой и обойти его не составляет труда. Город разделен рекой Вардар на две части. Одна - вполне европейская с прямыми широкими улицами, множеством современных стеклянных зданий и магазинов. Переходишь по пешеходному мосту и оказываешься на востоке. Кривые улочки с брусчатой мостовой, минареты, восточные бани и многочисленные мелкие лавчонки с развешенным прямо на улице товаром - один большой базар. Контраст непередаваемый.

В центре города стоит небольшая стела, посвященная матери Терезе, как известно, она была родом из Подставки Македонии. Здесь же пешеходная улица с уличными музыкантами, попрошайками и жареными каштанами. Недалеко отсюда небольшая площадь с "блошиным" рынком. На рынке интересуемся пивными сувенирами. Ничего не находим. Кто-то из торговцев говорит, что бывает здесь один человек, который продает старинные македонские пивные этикетки. Но сегодня его нет. Знает, что живет в городе Велес. Нет, ни адреса, ни телефона не знает. А жаль: нам завтра через этот город ехать.

Гуляем еще долго и возвращаемся в гостиницу, когда уже темно. На обратном пути обходим несколько продуктовых магазинов и палаток. Покупаем что-нибудь на завтрак и, конечно же, пиво. Находим Стар Лисец, Скопско с обычной и новогодней этикеткой, ну это понятно. Дальше македонское Битолско, Niksicko из Черногории, хорватский Tuborg, родной Efes Dark, словенские баночный Union и Zlatorog Club. Последний, впрочем, пили и за ужином в ресторане, не забыв прихватить с собой пустую тару. Кстати о таре. В Македонии не принято брать залоговую стоимость бутылки. И нам, очевидно как иностранцам, всякий раз напоминали, чтобы мы не забыли принести пустые бутылки назад и именно в тот магазин, где пиво было куплено. Мы естественно обещали, что именно так и сделаем. Но, как сами понимаете, пустые и чистые без этикеток бутылки достались гостиничным горничным.

В Македонии всего три пивных завода и помимо Скопье заводы находятся в городах Прилеп и Битола. По карте города лежат на почти одной прямой с севера на юг. И наутро мы поехали на юг. Дорога большей частью проходит через невысокие горы и было чем полюбоваться. В этом смысле мне повезло больше, чем Владу. Первым на нашем пути был город Прилеп, где расположен основанный в 1924 году завод Прилепска Пиварница. Завод производит популярную в Македонии марку Златен Даб (Золотой Дуб) и лицензионный Kronenbier. Оба сорта пива разливаются как в стеклянные бутылки, так и жестяные банки. Экспортный вариант Златен Даб выпускается под маркой Golden Dab. Ранее здесь варили такие сорта как Круна (Корона) и Крали Марко. Крали Марко это македонский народный герой - борец против турецкого ига.

Встретили нас на этом заводе очень приветливо начиная от коммерческого директора Траjче Jанкулоски Банка Златен Даб (Трайче Янкулоски) и до охранника на проходной. Несмотря на возникший в определенной степени языковый барьер общались мы достаточно долго. Нас напоили кофе и пивом. Сами хозяева пили почему-то ракию. Разжились мы здесь также современными и старыми этикетками. Провожала нас к автомобильной стоянке чуть ли не вся дирекция завода, в результате чего машина наша была нагружена баночным пивом обоих сортов, не говоря уже о бутылках с Пепси, Мериндой и тому подобное. Завод кроме пива производит по лицензии различные безалкогольные напитки.

Перемещаясь далее на юг, уже через полсотни километров мы достигли города Битола. Здешний завод Пивара Битола основан в 1972 году. Относительно недавно завод был выкуплен, проживающим в Швейцарии турецким бизнесменом. Исполняющий директор пивзавода господин Ahtikalmaz работал ранее на пивоваренной компании Efes и, в частности, несколько лет провел на пивзаводе "Москва-Эфес". Господин директор уделил немного своего драгоценного времени. При этом он немного рассказал о заводе, угостил пивом, презентовал по паре этикеток и открывалку с логотипом Kenbach. Открывалка эта замечательна тем, что совершенно не портит пробку при открывании бутылки. Надо отметить, что влияние Efes сказывается в первую очередь на дизайне этикетки основного выпускаемого сорта Битолско. Старые этикетки этого завода значительно отличаются от современных. И что интересно, на этикетке конца 70-х годов не было упоминания Македония, а указано название завода и историческое название окружающей местности Пелагония.

Помимо Битолско завод выпускает лицензионный Kenbach Pilsner и Premium. Отметился завод и выпуском специального сорта Kenbach Millenium к началу тысячелетия. На контрэтикетке Kenbach имеется термознак на котором после охлаждения пива появляется надпись "На здравjе!". А еще здесь выпускается пиво с замечательным названием Бабам, что означает Бабушка, или точнее Бабуля. На задней этикетке стишки:

 

Битола, бабушка, Битола

Там веселее живется

Там естся и пьется...

 

Некоторое время мы еще погуляли по городу, центр которого с кривыми улочками и бесконечными лавочками напоминает турецкие города. Пошатались по лавочкам, прикупили фруктов и пива и поехали обратно на север в сторону болгарской границы. Большая часть обратного пути лежала по горному серпантину. Мы получили незабываемые впечатления, любуясь богатством природы и уворачиваясь от многочисленных камней. Уже затемно отужинав в приграничном городке Дельчево, пересекли границу и поздно вечером были в болгарском городе Благоевград.

Утром мы посетили последний на нашем пути пивзавод Пиринско пиво. Здесь нам удалось побеседовать с руководителем отдела продаж Цветаном Николовым. Название завода происходит от имени расположенной неподалеку от Благоевграда горы. Завод производит три основных сорта пива Пиринско, Пиринско Тъмно и Златен Елен (Золотой Олень). На этикетке Пиринского написано, что производится оно под контролем Баварского Института Пивоварения Weihenstephan. Варят здесь еще пиво Gallon, которое разливается только полуторалитровые ПЭТ бутылки, но уже на разливочном производстве в Софии.

По пути в Софию, отклонившись от пути, мы заехали в православный монастырь Рила, который расположен высоко в горах. Дорога идет по горному ущелью с множеством небольших водопадов, которые в это время года представляют собой живописнейшее нагромождение сосулек. На подъезде к Софии нам пришлось немного покататься по Подарки от Людмила Фотиева пригородам столицы. Все дело в том, что в центре Софии большая беда с парковками для автомобилей и до 6 часов вечера припарковаться практически негде. Вот мы и тянули время. Вечер мы опять провели в студии Людмила, где пили разнообразные сорта пива в компании его супруги, коллег и друзей. Людмил все время бегал, как водится, в ближайший магазин за пивом и оттуда звонил и спрашивал пробовали ли мы то или иное пиво, а есть ли у нас уже такая этикетка или нет. В конце концов, он продолжил заваливать нас подарками.

Вот и настало время поблагодарить Людмила за огромную помощь во время пребывания в Болгарии. Он действительно много сделал для нас. Да и просто Людмил замечательный человек и нечего здесь добавить.

Вот и закончилась наша поездка. Конечно, мы побывали не на всех болгарских пивзаводах. Не получили мы всего того, чего хотелось бы. Но коллекционеру всегда мало. Тем не менее, путешествие получилось незабываемым. Мы побывали в новых для нас местах, многое увидели. Да и по части коллекционирования поездка была полезной. Я, по крайней мере, значительно пополнил свою коллекцию и обменный фонд. Перепало кое-что из пивных сувениров и нашим друзьям. Так, что все замечательно. Здесь хочется поблагодарить всех сотрудников пивоваренных заводов, которые с пониманием и вниманием отнеслись к визиту странноватых коллекционеров.

Утром мы еще немного погуляли по Софии. Сходили на рынок перед собором Александра Невского, где обзавелись сувенирами. Прошлись по центральной улице. Около правительственных зданий нам даже довелось посмотреть, как снимается кино о событиях второй мировой войны. И прихватив в гостинице свой скарб, направились в аэропорт, где нас ждал самолет на Москву.

 

 

Íà ãëàâíóþ ñòðàíèöó

 

 

Сайт управляется системой uCoz